Тактильные сокровища Музея Москвы

Тактильные сокровища Музея Москвы

В последние месяцы года подводятся итоги конкурса для музеев программы «Особый взгляд» фонда «Искусство, наука и спорт» на создание тактильных моделей. За годы реализации программы поддержку нашли более ста музеев и сто семьдесят театров страны. Появилось несколько новых тактильных моделей и в Музее Москвы. Они изготовлены в мастерской Михаила и Ольги Шу. Специалист отдела социального туризма КСРК ВОС Овцынова Лариса, вместе с организованной ею группой незрячих москвичей, побывала на их презентации.

На машине времени мы отправились в путешествие по разным векам. Водителем нашей чудесной машины стала Полина Жураковская – научный сотрудник Музея Москвы и представитель инклюзивного направления в работе музея. Первым нас встретил… ангел. Это выполненная в дереве копия скульптуры с иконостаса Иоанно-Предтеченского монастыря. На нас взирает юноша с большими голубыми глазами, ещё по-детски пухлым лицом и тёмными волосами. Одет он в белый хитон и красно-коричневую накидку. Деревянная копия выполнена в цвете, что даёт полное представление об образе не только незрячим, но и слабовидящим людям. К сожалению, ступни ног и одна кисть скульптуры утрачены. Изображение относится к 18 веку и принадлежит эпохе барокко. Это свидетельствует о проникновении европейского искусства в Россию и влияние его на русскую культуру.

IMG-20251127-WA0006.jpg

Подойдя к следующей тактильной копии, мы как бы переносимся в 14 век. В этом разделе музея рассказывается о периоде борьбы Руси за независимость от Орды. Здесь много экспонатов военного снаряжения. Однако, для тактильной копии было выбрано маленькое изящное украшение – накладка в виде цветка лотоса. Использовалась она как застёжка для плаща. Накладка в диаметре меньше трёх сантиметров, но сделана она из золота, с использованием техники скани и зерни. Из тончайшей золотой проволоки образуется кружевной узор лепестков цветка лотоса. К ним припаяны мельчайшие шарики зерни. В центре, очевидно, находился драгоценный камень. От него осталось углубление. Цветок лотоса является очень важным символом восточной культуры. Возможно, это был подарок. Ведь ордынский период в истории Руси знаменовался не только военным противостоянием. Существовали дипломатические и культурные отношения. Если присмотреться, то на шапке Мономаха тоже можно найти украшения в виде цветков лотоса. Для тактильного осмотра изготовлены два рельефных изображения, одно в натуральную величину, другое – увеличенное.

IMG-20251127-WA0002.jpg

Затем мы одномоментно переносимся в 19 век. В разделе, посвящённом торговле, можно познакомиться с московскими рынками – где они располагались, что там можно было купить, и кто на них торговал. Часто это были крестьяне из соседних деревень. Фигурку одного из таких торговцев изготовили в мастерской Михаила и Ольги Шу в качестве тактильной модели. У этого мужичка есть совершенно определённая профессия – сбитенщик. Об этом, в первую очередь, говорит чайник со сбитнем – напитком из трав и мёда, висящим на ремне. Продавец сбитня всё, что нужно для торговли, носит с собой. Это и связка баранок или калачей, и стаканы, и сумка с углями для разогрева напитка. Есть и жетон на право торговли. Без него на рынке появляться было нельзя. Наш сбитенщик настоящий франт: зелёная с чёрным отворотом шапка, тёмно-красная поддёвка до колен, голубые в белую полоску штаны, белые онучи, и, наконец, лапти. Скульптура отлита из фарфора, некоторые предметы на ней покрыты глазурью.

IMG-20251127-WA0003.jpg

В завершение путешествия во времени мы оказались в картинной галерее. В основном произведения здесь посвящены Москве. есть даже панорама города. Картина, которую выбрали для создания тактильной копии, позволяет нам взглянуть на Москву середины 19 века с Воробьёвых гор. Она так и называется «вид на Москву с Воробьёвых гор», принадлежит кисти Ивана Айвазовского. Полотно очень большое – два метра в длину, метр в высоту, и многоплановое. На переднем плане берег Москва-реки, три сосны и группа людей, собравшаяся вокруг большого самовара. Москва-река лентой извивается среди лугов и рощиц. В левой части картины виден Новодевичий монастырь, в правой – белые стены Кремля. Колокольня Ивана Великого возвышается над городом. На заднем плане виднеется город со множеством куполов, освещённый розовым сиянием заката. Две трети полотна занимает небо. Розово-золотистый цвет его перетекает в голубой. По небу плывут лёгкие белые облака.

В конце нашего путешествия Полина взяла на себя и роль сбитенщика. Она угостила всех этим горячим пряным напитком.