На 29 июня у нас был намечен грандиозный план путешествия по центру столицы. В качестве экскурсантов – учащиеся образовательных курсов КСРК ВОС, в качестве экскурсовода – специалист КСРК ВОС Лариса Овцынова, сопровождающие группы – сотрудник учебной части КСРК Фёдор Поляков и волонтёры. Всезнающая Алиса напророчила в этот день нескончаемый дождь и тем самым сбила с пути большую часть группы. Однако, не таковой оказалась чета Усачёвых – Андрей и Татьяна. Вместе мы совершили наше большое путешествие по Москве, четыре часа, заметьте, и не прогадали. Во-первых, всего два раза мы могли бы попасть под дождь, но в эти моменты рядом оказывалась крыша, причём в один из них это был портик посольства Азербайджана. Во-вторых, наша экскурсия превратилась в прогулку, на которой мы могли подробно обследовать всё, что хотели, зайти туда, куда с полной группой не зайдёшь. И, наконец, нам открылись те ворота, которые обычно бывают закрыты. Мы даже назвали этот день днём открытых ворот. Судите сами. Во дворе геологического музея мы прикоснулись к камню серпентиниту – зеленоватому, с разводами, похожими на извивающихся змей. Наверное, именно такой камень Иван Грозный приказывал класть в свой кубок с вином, чтобы уберечься от яда. Здесь же увидели обитаемый подводный аппарат Аргус. Маленький, всего на троих, но под водой он мог пробыть 72 часа. Ворота МГУ на Моховой также были для нас открыты. Померили шагами расстояние между скульптурой Герцена и Огарёва, стоящих с двух сторон от фасада здания. Погуляли по университетскому садику. Обнаружили не только привычные яблони и груши, но и грецкий орех, узнанный по характерному йодистому запаху ещё незрелых плодов. Ворота следующего корпуса университета тоже приняли нас. Впервые за несколько лет наши экскурсанты смогли подойти вплотную к памятнику Ломоносову. Михаил Васильевич задумчиво смотрит на Кремль, который виден за Манежной площадью. А на фронтоне здания покровительствует наукам герб СССР. Ну и, конечно, мы остановились у храма Святой Татьяны – покровительницы Московского университета. Именно в её день граф Шувалов подложил на туалетный столик императрицы Елизаветы Петровны надушенную записочку. Однако строки её говорили не о любовном свидании, а о необходимости открытия в Москве университета. Елизавета была довольна в то утро своим нарядом и указ подписала. Внутри храм Татьяны встретил нас тишиной и умиротворением. Благодаря комментарию сопровождающих, незрячие экскурсанты смогли представить образ темноволосой Святой, со спокойным и мудрым взглядом.
В уютном дворике церкви Малое Вознесение нас встретили виноградные лозы на воротах внутреннего дворика. Выкованные из металла, они не уступают в живости и изяществе настоящим. Мы наслаждаемся этой красотой не в первый раз и, всё равно, охватывают восторг и удивление. Впечатления увидевших это чудо впервые трудно передать. Внутрь церкви мы раньше не заходили. Так что для всех было открытием увидеть крестильную купель для взрослых.
Дождливая погода сделала нам подарок. Желающих пройтись по улицам было мало. Так что мы смогли беспрепятственно осмотреть нотные знаки на спинке скамей возле памятника Чайковскому. Нашли скрытые под ветвями сирени арфы, обрамляющие этот нотный стан. Тактильно осмотрели бра, выполненные в старинном стиле при входе в театр «Геликон опера», а также необычное оформление стен театрального здания. А в лабиринте Вознесенского переулка нас встретил Муслим Магомаев, навсегда застывший на пьедестале в своей характерной вокальной позе напротив Азербайджанского посольства. На умытую Тверскую мы вышли возле главного дома московской власти, и неважно, как он называется – дворец генерал-губернатора или мэрия.
Лариса Овцынова
Комментарии закрыты