Тверская в лицах
Тринадцатое октября выдалось на редкость холодным днём. Двенадцатого было гораздо теплее. Однако, мы собрались на очередную прогулку по Тверской именно тринадцатого. На температурном режиме чёрная магия этого числа и закончилась. Стойкая группа собралась по традиции у памятника Пушкину. Кстати, его перевезли с Тверского бульвара на нынешнее место тринадцатого августа 1950 года, приподняв мощными гидравлическими домкратами. В дате открытия памятника тоже присутствует магия чисел. Праздник должен был состояться в день рождения Пушкина – 27 мая, но из-за траура по умершей императрице торжества перенесли на шестое июня. Сейчас мы отмечаем день рождения поэта именно в эту дату, правда по новому стилю. С числом рождения тоже не всё однозначно. Александр Сергеевич родился 26-го. Просто в церковных книгах родившихся после захода солнца записывали следующим днём.
Памятник Пушкину стал уже родным, неотделимым от площади. Его автор – Александр Опекушин выиграл три конкурса на проект памятника солнцу русской литературы. Однако, Льву Толстому он не понравился. Писатель охарактеризовал позу поэта как – «кушать подано». К корифею русской словесности присоединились философ Василий Розанов и художник Иван Крамской. Интересно, что во время войны памятник Пушкину никак не маскировали. Тем не менее в него не попала ни одна бомба.
Сотрудники КСРК ВОС (экскурсовод – Лариса Овцынова, помощники и фотографы – Поляков Фёдор и Пастухова Людмила) сопровождают уже не первую экскурсию по Пушкинской площади и Тверской улице. В прежних прогулках больше внимания уделялось топографии местности и особенностям архитектуры. В этот раз акцент был сделан на людях, которые жили на Тверской улице (в советское время улице Горького) и которые и стали её историей. История эта неразрывно связана и с домами, где они жили или которые построили по их заказу. Вот только несколько знаменитых имён: Зинаида Волконская, Григорий Елисеев, Иван Сытин, братья Бахрушины, Иван Филиппов, Александр Ханжонков. Это далеко не полный список.
Настоящей находкой стал для нас недавно отреставрированный дом. К сожалению, он спрятан во дворе, между домами 6 и 4 по Тверской. А внимания это здание заслуживает: светлое, с трёхчастной структурой, центральная часть выделена огромной аркой и двускатной крышей, окна с резными наличниками, лепные украшения. Всё сразу не опишешь. Мы взяли эту красоту в свой реестр для тифло-комментария. На месте дома № 6 в начале двадцатого века стояло Саввинское подворье звенигородского монастыря. Доходный дом давал средства для находившегося здесь же приюта для сирот со школой и мастерскими. В одной из квартир поселился Хаджонков и вскоре открыл свою киностудию. В конце тридцатых в рамках реконструкции Тверской улицы, громадный дом передвинули по специальным рельсам в сторону на 50 метров.
Тверская площадь встретила нас осенним великолепием красок и урожайного изобилия. Огромные тыквы, например, соседствовали с корзинами душистых хризантем. Чувствительный нос нашего четвероногого экскурсанта без сомнения улавливал гораздо больше ароматов, чем наши жалкие носишки, утратившие свои способности за ненадобностью в результате технического прогресса. Собака-проводник Вита – неизменный спутник очень активного человека Арюны Соктуевой. Благодаря ей, Арюна полностью мобильна и независима, несмотря на отсутствие зрения.
Провожали нас домой создатели московского художественного театра – Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко. Памятник им находится рядом с их детищем, точнее, с его частью, ведь с 1987 года в Москве два художественных театра. Мы побежали греться, а они остались стоять на ветру. Казалось, что сейчас услышим вдогонку знаменитое – «Не верю!».
Комментарии закрыты