Продолжаем изучать столицу
17 мая 2024 года – чудесный, почти летний день. Это после морозного начала месяца. Мы продолжаем изучать нашу столицу. В этот раз группа экскурсантов от КСРК ВОС прошла по новому маршруту. Ещё один участок центра Москвы стал ближе и доступнее. Люди, которые не видят свой город, «увидели» его. Те же, у которых есть возможность видеть, или они видели в прошлом, обновили и углубили своё восприятие. Кроме того, получили исторические и культурологические знания. Компания подобралась очень интересная: сотрудники КСРК ВОС – Овцынова Лариса (экскурсовод), Фёдор Поляков (сопровождение и фотосъёмка), Людмила Пастухова (сопровождение), Геннадий Карцев (техническое обеспечение). Основу группы составили участники творческих коллективов КСРК ВОС. Присоединились к нам москвичи и гости столицы из Санкт-Петербурга и близлежащих городов Московской области. Вместе с нами путешествовала студентка школы туртьюторов. Школа работает в рамках программы содействия развитию адаптивного спорта и туризма под руководством Карпович Юлии Борисовны. Туртьюторы работают на стыке туриндустрии и реабилитации людей с разными особенностями здоровья.
Путешествие мы назвали «Театральное созвездие Большой Никитской». Началось оно от станции метро Охотный ряд, выход № 1. Там как раз пересекаются Тверская и Моховая улицы, точнее, Тверская начинается. Здесь, конечно, обращает на себя внимание громада «Националя». Мы постарались представить, каким было это место в прежние времена. В 18 и даже в 19 веке мы оказались бы в устье Успенского Вражка, который впадал в речку Неглинную. А рядом, сейчас, это буквально через дорогу, Красная площадь. Давно нет никакого намёка на овраг и на речку, которую упрятали в коллектор. Зато есть «Националь», дом Ивана Жолтовского, который называли «гвоздём в гроб конструктивизма» и корпуса МГУ. На фасаде одного из его зданий легко уживаются рельефное изображение головы Ленина в окружении книги и других атрибутов учения, и рельефное панно, изображающее муз-покровительниц.
Повернув на Большую Никитскую группа наша продолжала знакомиться с корпусами университета, Зоологического музея и другими старинными зданиями, которых на нашем пути было большинство. Знакомились мы и с топографией маршрута. Все знают теперь, какие переулки пересекают Большую Никитскую улицу, и что через них можно попасть на Тверскую улицу.
Однако, наиболее значимыми объектами маршрута стали: храм Малое Вознесение и театральное созвездие этих мест – театр «У Никитских ворот», Геликон-опера, театр имени Владимира Маяковского и, конечно, московская консерватория с памятником Петру Ильичу Чайковскому перед ней. Всё, что можно было потрогать – потрогали, что нельзя, то описАли.
Отзывы экскурсантов говорят сами за себя.
Татьяна Шипович: «Очень понравились комментарии по поводу топографии. С ними маршрут воспринимаешь осмысленно. Интереснейшее место – храм Малое Вознесение, особенно благодаря тому, что была возможность тактильно обследовать ограду с виноградными лозами очень тонкой работы, а также рельефные картины на наружных стенах храма».
Татьяна Воробьёва (Санкт-Петербург): «Я много раз была в консерватории, но не обращала особого внимания на памятник Чайковскому, тем более, на его ограду. А там, оказывается, изображены ноты нескольких самых известных произведений композитора. Перед скрипичным ключом с двух сторон арфы, которые он любил использовать в музыки балетов».
Ирина Деркач: «Как всегда, интересно, живо, познавательно. Не замечаешь, как время летит. Я ведь не первый раз на экскурсиях Ларисы».
Есть и замечания. Ирина Деркач и Наталья Мороз отметили, что возможностей технических средств не хватает для полноценной слышимости в условиях шумных центральных районов. Так что, есть над чем поработать.
Ответов пока нет