Путешествие по рязанской земле продолжение
Мы продолжаем путешествовать по нынешней Рязани. У каждого города есть свои символы и свои легенды. В Рязани это знаменитые грибы с глазами. Есть две версии возникновения этого явления. Одна шутливая. Якобы поехали монахи за грибами, набрали много. По дороге попросила их баба подвезти, не отказали. Приехали в монастырь, откинули рогожу. Глядь, а среди грибов глаза блестят. Попутчица уснула и провалилась в мягкую гору из грибов. Другая версия ближе к жизни. Во времена монгольских захватчиков грибы не собирали. Они оповещали о приближении врага. Там, где прошла конница завоевателей, грибы были растоптаны. По всему городу сейчас разбросаны небольшие скульптурные изображения этих зорких разведчиков прошедших времён. Приняли они разные образы. Первый гриб, с которым мы познакомились на торговой площади, изображён в виде коробейника с лотком сладостей. За ним бежит маленький грибочек-сыночек. На пешеходной улице Почтовой встретились с серьёзным грибком. За поясом у него обнаружился топор. Он находится сбоку, как и в жизни у жителей в прошлом. Из-за этого перетянутый поясом живот свешивается на одну сторону, что и послужило причиной прозвища рязанцев – косопузые. Известно точное число рязанских грибов, рассыпавшихся по городу – их восемь.
На торговой площади наш гриб-лоточник не одинок. Свою продукцию представляют доблестные работники пищевой отрасли. Они бодро шагают: кто с караваем хлеба на плече, кто с батоном колбасы, кто с кругом сыра, кто с пучком отборной редиски и зелени. На раскрытый мешок с зерном присели смелые воробьи.
А через дорогу, на площади Ленина, совсем другая история. Памятник вождю пролетариата был сооружён в 1957 году. Всё в лучших традициях: одна рука указывает вперёд, в другой кепка, пальто накинуто на пиджак. Необычен постамент. Он выполнен в виде утёса треугольной формы. А может это нос корабля, разрезающий волны бурного житейского моря. На гранях постамента традиционные символы – серп, молот и их объединение. Памятник Ленину сняли с пьедестала в девяностые, но потом вернули на прежнее место.
На пешеходной Почтовой улице много старинных домов. В центре Рязани практически нет высотных зданий. Многие выкрашены в бледно-жёлтый цвет и украшены белыми колоннами. Колонн вообще очень много.
С улицы Почтовой мы сворачиваем на Лыбедьский бульвар. Здесь протекает речка Лыбедь, то есть лебедь. Название, вероятно, финно-угорское. Племена финно-угров жили на этих землях ещё до заселения их славянами. Речку Лыбедь упрятали в коллектор, а на поверхности разбили бульвар. Здесь мы встречаемся с памятником герою, приобретшему былинный размах и значение. Евпатий Коловрат был послан с небольшим отрядом за помощью в Чернигов, когда напали монголы. Помощи он не получил. Вернувшись, нашёл сожжённый город, семья его тоже погибла. Евпатий стал сражаться в тылу врага, изводя его постоянными нападениями. Только применив осадные орудия и закидав отряд Евпатия Коловрата каменьями, смогли уничтожить воинов. Памятник герою сооружён из бетона, но окрашен в красный цвет. Громадный конь запечатлён в мощном прыжке и опирается лишь на задние ноги. Евпатий сидит на нём в доспехах, но опять без меча. Рука его поднята в призывном жесте бороться с ордынцами до конца.
В 1971 году на Лыбедьском бульваре был открыт цирк. Место неслучайное, хотя вряд ли его выбирали специально. Недалеко от цирка находилась в древности знаменитая скоморошья гора. Скоморохи чувствовали себя очень вольготно в древней Руси, пока на них не начались гонения во времена Ивана Грозного. Близ входа вас уже пытается рассмешить скульптура клоуна и удивить мишка, по всем правилам катающийся на самокате. Ещё на бульваре есть фонтаны. Ближайший к цирку – фонтан, украшенный фигурой лося. Есть в Рязани и университет, театры – музыкальный и драматический, есть дом Салтыкова-Щедрина, где он жил, будучи недолго губернатором Рязани.
Сергей Есенин – сын рязанской земли. Здесь всё напоминает о нём: улица и университет носят его имя, и, конечно, памятники и музеи. Музей-заповедник в Константинове. Здесь поэт родился, провёл детство и отрочество. Экспозиции музея рассказывают обо всей непростой жизни Сергея Александровича и её трагическом итоге. Мы привыкли воспринимать его больше как певца природы, родной земли, любви. Но вот строчки, полные глубокого психологизма. Они говорят, что человек многое пережил и размышлял о жизни.
В бури, в грозы, житейскую стынь,
Когда давят утраты и когда тебе грустно,
Быть улыбчивым и простым –
Самое высшее в мире искусство.
Отдельная выставка посвящена детству Есенина. Оно не отличалось от детства других крестьянских детей. Большое место в их жизни занимала река. На выставке можно подробнее узнать о ней, познакомиться с её обитателями. Первые стихотворные строчки Есенина так же были связаны с рекой:
Щука в рака вцепилась,
На нём кататься училась.
Есть лодка с рыболовным снаряжением. Её можно было обследовать тактильно, но, к сожалению, она оказалась единственным подобным экспонатом. Игрушки крестьянских детей были в основном самодельные: лоскутный мячик, лук, меч. Дети местной помещицы – Лидии Кашиной играли с другими игрушками: расписной гусар, медведь с подвижными суставами, движущийся паром, утки-пищики, то есть, которые пищат. В Константинове Сергей Есенин обучался в церковно-приходской школе. Местный священник заметил одарённость мальчика и поспособствовал его дальнейшему обучению в школе, которая готовила учителей для сельских школ начального образования. Она находилась в местечке Спас-Клепики. Это и сейчас что ни на есть российская глубинка, окружённая лесами. Тем не менее, здание школы сохранилось, и в 1985 году там был открыт музей. Многие предметы здесь подлинные. Когда все мы уселись за парты, именно парты, где стол соединён со скамейкой, мне посчастливилось оказаться на месте Есенина. Парты старинные – с подставкой для книги и углублением для чернильницы. Учились в школе три года. Обучение бесплатное, но за пансион платили 30 рублей. Кормили же один раз в день – щами и кашами. Жили в двух комнатах по 20 человек в каждой. Есенин любил «пошутить». Однажды угостил сторожа трубкой, набитой порохом. Учился легко и хорошо, но в школе ему не нравилось. Однажды даже сбежал домой. Однако, именно здесь учитель словесности серьёзно обратил внимание на стихи юноши и стал с ним заниматься дополнительно. После окончания школы Сергей возвращается в Константиново, но учителем так и не станет. Он начинает посещать дом помещицы Кашиной. С ней и её детьми он будет поддерживать связь долгие годы. Она станет прототипом Анны Снегиной из одноимённой поэмы. Однако, влюблён Есенин в Кашину не был. Призрак девушки в белой накидке был навеян другим образом. Анна Сардоновская – внучатая племянница священника стала первой любовью поэта.
В пятнадцать лет взлюбил я до печёнок,
И сладко думал, лишь уединюсь,
Что я на этой лучшей из девчонок,
Достигнув возраста, женюсь.
В усадьбе-музее Константинова сохранился дом Кашиных. Его экспозиция рассказывает о жизни этой семьи и о связи её с жизнью Есенина. Дом Кашиных являлся местным культурным центром, как и дом священника. Есенина там понимали и принимали его поэзию.
Разные памятники Сергею Есенину можно увидеть на рязанской земле. В Константиново поэт изображён в полный рост. А с увеличенной во много раз фотографии он всматривается в любимые родные дали. Эта композиция находится недалеко от входа в заповедник. В Спас-Клепиках установлен более домашний памятник в виде бюста. Его копию удалось приобрести в сувенирной лавке. Теперь поэт будет всегда с нами. В самой Рязани памятник был установлен в 1975 году. Поэт изображён до пояса, как будто вырастающим из скалы. В Москве первый памятник Есенину был сооружён в 1972 году. В это время он возвращается из литературного забвения.
Ответов пока нет