Путешествие по рязанской земле
Автор статьи – Лариса Овцынова.
Началась весна и дома уже не сидится. Московская городская организация ВОС при поддержке департамента труда и социальной защиты организовала поездку в Рязань. 30 человек рано утром второго мая, счастливые, на три дня укатили в путешествие по рязанской земле. «Парадом командовали» председатель местной организации РИТ – Лаврова Наталья Александровна и давний наш хороший знакомый – экскурсовод Михаил Геннадьевич Маслов. Он был на высоте, впрочем, как всегда. История в его устах оживала, расцвечивалась эмоциями, превращалась в захватывающие эпизоды.
Путь наш лежал через Бронницы и Луховицы на Коломну. Не могли мы обойти вниманием знаменитые луховицкие огурцы. Одного из таких героев, запечатлённого гигантом в памятнике, могли даже увидеть в отдалении. Ну и как не вспомнить о шутливом присловии: в России три столицы: Москва, Рязань и Луховицы. Вызвало улыбку на ещё пока немного сонных лицах экскурсантов ещё одно географическое название, пользующееся почти анекдотической славой – село Вобля. На самом деле люди здесь занимались ткачеством, а холсты мыли и отбеливали в реке, то есть воблили. Коломна – город, долгое время являвшийся предметом спора между Московским и Рязанским княжествами, между Дмитрием Ивановичем Московским и Олегом Ивановичем Рязанским. Конные памятники обоим князьям установлены на центральных площадях этих городов. Много стараний к замирению князей приложил Сергий Радонежский. Он возглавил посольство, которое отправил в Рязань Князь московский, оставшийся в истории под именем Дмитрия Донского. Памятник Сергию Радонежскому мы видим на Соборной площади Рязанского Кремля, куда незаметно добрались. Езды ведь от Москвы до Рязани всего 3-4 часа, в зависимости от загруженности на дорогах.
Город, который мы сейчас называем Рязанью, на самом деле носил имя Переславль Рязанский. Столицей Рязанского княжества в своё время стала Старая Рязань, располагавшаяся немного дальше, на высоком берегу Оки, и обозначившаяся как главный город княжества в 11 веке. Это был большой город, обнесённый крепкими деревянными стенами. Они стояли на земляных валах, которые были насыпными. Но сначала сооружался деревянный сруб, который тоже засыпался землёй и глиной. Кое-где в валах оставляли пустые пространства, служившие сторожками или тайниками. Старая Рязань – это богатый торговый город, славившийся своими ремёслами. Жители в нём селились свободно, дома строили усадебного типа. Имелось несколько соборов. Найденные писала и берестяные грамоты говорят об образованности жителей. Всё изменилось в 1237 году, когда войско Батыя уничтожило город. Горожане бились до последнего. До сих пор в Старой Рязани находят клады, всего их 17, всё – золото и серебро. Видимо, люди надеялись вернуться в город, но судьба сложилась иначе.
Нынешняя Рязань начинается с Кремля. Его устроили на высоком холме при слиянии рек Лыбедь и Трубеж. Последняя впадает в Оку. Со стороны, не защищённой реками, вырыли глубокий ров.
Мы немного задержимся на Соборной площади. Памятник Олегу Рязанскому – это создание Зураба Церетели. Князь сидит на мощном боевом коне. На Олеге боевые доспехи, а вот меча в его руке нет. Это особенность изображения многих исторических личностей рязанской земли, в том числе и легендарного Евпатия Коловрата. Сергий Радонежский стоит недалеко. Он поднял руку в жесте, благословляющем всех проходящих.
Выходим на набережную. Там есть даже кремлёвский причал. Однако реки сейчас сильно обмелели и судоходство стало опасным делом. С набережной можно видеть два собора, и зайти в них тоже можно. Нынешний Христорождественский, в прошлом Успенский, сохранил древнее основание 14 века. Остальная часть принадлежит веку девятнадцатому. Нам посчастливилось застать окончание службы, которую вёл митрополит Марк. Как всегда, запах ладана и чистое, мягкое звучание хора создают особенную атмосферу. Собор этот называют ещё Старым Успенским. Рядом возвышается Новый Успенский собор постройки Якова Бухвостова – знаменитого рязанского зодчего.
Мы уходим с набережной, где реки, хоть и утратившие былую полноводность, дают знать о себе ощутимым ветром. Теперь попадаем в Архиерейский двор. Он окружён со всех сторон постройками и потому менее доступен для речных ветров. До начала шестнадцатого века здесь располагался княжеский двор. Потом Рязань окончательно перешла под руку Москвы, и двор был отдан в распоряжение церкви. Пожалуй, главным зданием здесь является дом архиерея. Над ним работали мастера трёх веков – от шестнадцатого до девятнадцатого. Соответственно, и строили они в разных стилях – теремная постройка с маленькими окошками, низкими дверями и высоким крыльцом, ведущим сразу на второй этаж, – раннего времени. Этаж, достроенный позднее, выдержан в барочном стиле: большие окна, преувеличенные размеры наличников. В дом встроена церковь Иоанна Предтечи. По периметру двора располагаются: Архангельский собор пятнадцатого века, увенчанный шлемовидным куполом, здание консистории, где располагался архив и судебная палата, конюшня и каретный сарай, певческий корпус с палатой эконома и тёплыми сенями для спевок хора.
Архиерейский дом сейчас называют дворцом Олега. Князь действительно изображён на его фронтоне. С 1923 года дом постепенно занимает музей. Сейчас там ещё находится выставка «от Руси к России», рассказывающая о Старой Рязани и о временах Олега Ивановича. Многие предметы на выставке подлинные, хотя есть и реконструированные. Кольчуга Олега – из подлинников. Она находилась в Солочинском монастыре. Его основал князь незадолго до смерти, приняв монашеский постриг. Рассказывают, что кольчуга Олега избавляет от греха винопития. Однако, проверить возможности нет – всё под стеклом. Здесь придётся добавить пресловутую ложку дёгтя в нашу бочку мёда. Дело в том, что рязанские музеи совсем не располагают тактильными моделями. Есть макеты Старой Рязани, её храмов, жилища горожанина, схемы торговых путей, но всё под стеклом. Нет и ни одной реплики многочисленных экспонатов. Это значит, что незрячие люди очень ограничены в получении информации. Кроме того, экскурсоводы не имеют представления даже об элементарном описании музейных объектов. Несколько раз на просьбу о таком описании предметов, они реагировали отговоркой о нехватке времени. Представление о тяжёлых широких браслетах, которыми подхватывали длинные рукава, а также о кольцах, чашах, кованых изделиях мы получили лишь в сувенирном магазине, где эти вещи можно было взять в руки. Нам рассказали, что они выполнены в стилистике древних украшений, которые зрячие люди могут видеть в экспозиции музея. Сувенирный магазин находится в здании нового музейного комплекса. Туда постепенно и перемещаются выставки и фонды из дворца Олега, чем очень огорчены сотрудники музея.
Продолжение следует…
Ответов пока нет