Когда зажглись московские огни
Автор статьи – Лариса Овцынова.
«Да будет свет!» Эта фраза приобрела сейчас иронический смысл. Однако, огонь, дающий свет, не зря долгое время обожествлялся. Только вспомните, какое тёплое и радостное чувство вы испытываете, когда тёмным холодным вечером, идя по улице, видите освещённое окно, и сразу поймёте людей 17-18 века. В то время Москва, как и другие города, не говоря уж о сёлах, с заходом солнца погружалась во тьму. Улицы перегораживались рогатками из брёвен. Только треск металлических трещоток или стук колотушки сторожей свидетельствовал о присутствии человека. Какова же была дорога от тьмы к свету? Об этом рассказывает музей «Огни Москвы». Его директор – Потапова Наталья Владимировна рассказала нашей группе обо всех подробностях. В этот раз незрячие люди путешествовали по царству света вместе с сотрудниками нескольких московских музеев, а также музейными работниками из Казани и Санкт-Петербурга. Программа была построена с учётом восприятия людей с нарушением зрения.
Оказались мы в подклете здания, которое частично являлось в прошлом палатами бояр Милославских. Сейчас здесь расположился музей «Огни Москвы». Мы ощутили своими руками толщину стен, а ногами винтовые лесенки и кирпичную кладку пола. Попробовали подержать своими руками двуручный кирпич, из которого сложены стены. Его, действительно, можно удержать только двумя руками. Затем, как древние люди, попытались добыть огонь с помощью огнива, поджечь лучину, вставленную в светец, походить с переносным фонарём.
Только в 1730 году был издан указ об уличном освещении. Однако, полагалось освещать улицы только с октября по май, да и то лишь в безлунные ночи. Но, всё равно, фонарь становится на улице важным предметом. Сколько же было их: масленые, спирто-скипидарные, керосиновые, газовые, и наконец, электрические. С каждым новым этапом горели они ярче и ярче. Фонарщик тоже был немаловажной фигурой. Попробовали мы себя и в этой роли. Работа не из лёгких, скажу я вам. К фонарю лестницу приставь, поднимись, зажги, опустись и опять сначала, у следующего фонаря. Электричество тоже сразу облегчения не принесло. Наш Яблочков поставил электрический фонарь на царский поезд. Он же его и изобрёл, сам должен был и обслуживать. Для этого надо было генератор постоянно крутить, да и углеродные стержни, между которыми электрическая дуга возникала, сгорали и требовали дополнительной регулировки. Устал наш изобретатель ужасно. Изобрёл электрическую свечу. В ней стержни соединены вертикально при помощи белой глины. Сгорали равномерно оба. Разряд был постоянный. Ну а уж если догорели, то подавай новую свечу. Ладыгин поэкспериментировал, да и придумал лампу накаливания. Облегчил всем жизнь. Фонари на улицах это что… а если иллюминацию надо устроить, например, при коронации государя. Прежде делали это с помощью шкаликов. Наполняли их маслом или жиром, а не тем, чем сейчас принято. Во время коронационных торжеств при вступлении на престол Николая II, существовала уже первая электростанция. Так что иллюминацию обеспечивали с помощью электричества. Отрежиссировано было всё на высшем уровне. Императрице поднесли букет. Едва она его коснулась, как город озарился тысячами огней. Никакой магии. До сенсорных устройств было тоже далеко. Волшебство обеспечили чёткость и слаженность в исполнении команд.
Первые электрические фонари были продемонстрированы в Москве на открытии памятника Пушкину в 1880 году. Однако, эра электричества пришла на улицы и в дома в двадцатые годы прошлого века. Даже сейчас трудно представить, как это могло произойти в разрушенной, голодной и холодной, ещё терзаемой гражданской войной Советской России. Тем не менее Ленинский план ГОЭЛРО сработал. Началось строительство электростанций и загорелись «лампочки Ильича». Последние неэлектрические фонари убрали с московских улиц в 1933 году. А вот фонарщики остались. Правда теперь они, обходя кварталы, просто включали рубильники. Вскоре началась работа по созданию централизованной службы включения и выключения городского освещения. Она заработала в 1941 году. Фонарщиков сменили диспетчеры. У них был пульт с обозначением фонарей в данном районе в виде лампочек: красные – включено, синие – ночной режим, зелёные – выключены, жёлтые – аварийный сигнал. Старший диспетчер давал команду по телефону. Мы попробовали себя в этой роли. Ещё я узнала, как выглядят современные фонари. Освещают хорошо, но эту плоскую штуку хочется назвать просто осветительным прибором. Стало ясно, почему все сразу обращают внимание, если фонари имитируют старинные формы. Настроение совсем другое.
После такой экскурсии хочется воскликнуть – вот это инклюзия! Наталья Потапова и её команда делают много, но не создают вокруг этого излишнего ореола исключительности и ударной работы. Просто они зажигают огни знаний, помогают «увидеть» историю света даже полностью незрячим людям, и делают это с добротой и пониманием.
Ответов пока нет