«Комедианты» предлагают выбор
Старинная театральная маска и современный гаджет – соперники или союзники? Актёры из Ярославского театрального коллектива «Комедианты» сводят их лицом к лицу.
В Московский Лианозовский театр мы добирались долго, путь пролёг через весь город, с юга на север. Однако артистам выпало преодолеть ещё более длинную, заснеженную дорогу из Ярославля в Москву. Единственный спектакль 10 декабря 2023 года давал народный театральный коллектив «Комедианты» под руководством Сергея Пенкина Ярославской региональной организации ВОС. Этот театр стал лауреатом первой премии на всероссийском театральном фестивале ВОС «Пространство равных возможностей». Фестиваль, как и весь прошедший 2023 год, был посвящён Александру Николаевичу Островскому. Все участники представили пьесы его авторства. «Комедианты» сыграли малоизвестное произведение драматурга «Свои собаки грызутся, чужая не приставай». Пьеса является средней частью трилогии о поиске чиновником Бальзаминовым богатой невесты. Основной сюжет и сцены трилогии легли в основу знаменитого фильма – «Женитьба Бальзаминова». Рассказывает режиссёр и руководитель коллектива – Сергей Борисович Пенкин: «Эту пьесу мало ставят. Считается, что в ней нет динамики. Но ведь всё в первую очередь зависит от нас. Любую вещь можно превратить во что-то замшелое, а можно вдохнуть в неё жизнь. Во многом динамичность внесла художник по костюмам – Анна Новикова».
Спектакль начинается с современной ритмичной музыки. Актёры выстраиваются в ряд. Все они одеты в чёрные рубашки и штаны. Будущие действующие лица поглощены тем, что происходит на экранах мобильных телефонов, которые они держат в руках. Но вот один из них замечает раскрытый чемодан. Там что-то лежит. Любопытство берёт верх. Чемодан наполнен театральными масками. По очереди герои надевают маски, оставляя гаджеты в чемодане. Теперь это совсем другая компания. Начинается погружение в картины старой Московской жизни. Актёры сами выносят из-за кулис стол, стулья и другой немудрёный реквизит, превращающий пространство сцены в небогатое жилище Бальзаминовых. Оно загромождено всё теми же чемоданами, как символом ожидания переезда в новую богатую жизнь. С помощью аксессуаров актёры превращаются в героев пьесы: чепец, очки, цветастый платок – и любящая маменька ждёт сына, переживая за своего Мишеньку. Шейный платок, шляпа – и Миша Бальзаминов спешит к дому богатой вдовы Анфисы Антрыгиной. В конце спектакля тот же Бальзаминов показывает зрителям сотовый телефон и театральную маску, призывая каждого к размышлению, что же интереснее, что же важнее? А, может, эти два мира можно объединить, обогатив и тот, и другой?
В сегодняшнем театре почти все режиссёры в той или иной степени привносят в постановки современную атрибутику, а также используют приём переноса действия в наше время. При этом текст может не меняться совсем. Чем это оправдано? Размышляет Сергей Пенкин: «Зритель, особенно молодой, ощущает, что это происходит сейчас, иначе ему становится неинтересно. Однако, важно не заигрываться, в так называемое, своё видение. Мы ведь работаем в первую очередь для зрителя. Если он нас не понимает, то зачем нужен такой спектакль. Я не считаю это искусством».
Сергей Борисович руководит театральным коллективом «Комедианты» с 2015 года. Сейчас в нём занимаются 15 человек. В Москву со спектаклем приехали 8 актёров. Для четверых из них этот спектакль стал личной премьерой. Все участники коллектива не имеют специального образования. Татьяна Соловьёва пришла в театр в один год с нынешним режиссёром, имеет инвалидность по зрению. Театральную жизнь совмещает с занятиями вокалом и спортом. В спектакле играет главную роль – богатой вдовы Анфисы Антрыгиной. «Иногда говорят, зачем, мол, тебе это нужно, тратить столько времени и сил, но я никого не слушаю, придерживаюсь своего мнения», — уверенно заявляет Татьяна. Очень многие актёры мечтают о главных ролях и сольных работах, например, в моноспектаклях, но у Татьяны и по этому вопросу своё оригинальное мнение: «Мне больше нравятся коллективные работы, это интереснее, да и навыков больше отрабатываешь».
Александрина Муратова в театре пятый сезон. В нынешнем спектакле сыграла бойкую, изворотливую сваху. Актрису очень поддерживает семья. Муж бывает даже на репетициях. Дочь уже с четырёх лет помогает учить роли. В другие театры Александрина ходит редко. «Мне всё время хочется запрыгнуть на сцену и сыграть вместе с актёрами их пьесу. А вообще, актёр никогда не бывает собой доволен, постоянно самосовершенствуешься. Это гора, у которой нет вершины, ты всё время взбираешься по ней, и всегда есть куда стремиться, куда расти. То, что мы выступили на профессиональной сцене, нас всех взбодрило, «саккумулировало» и направило в нужное творческое русло», – поделилась своими мыслями актриса.
Удивительно всё же, как отличается подача себя человеком в жизни и на сцене. Взять хотя бы темп речи. Как разнится суетливый, разбитной говорок свахи от размеренной поставленной речи Александрины в жизни.
Продолжает разговор руководитель театрального коллектива «Комедианты» Сергей Борисович Пенкин: «У нас в театре нет инвалидов, а есть актёры. Мы, конечно, приспосабливаемся к некоторым их особенностям, связанных со здоровьем, но актёрское дело всегда на первом месте. Артисты сами, приходя на репетицию, забывают обо всём, полностью отдаются любимому делу».
Меня порадовал процесс выбора «Комедиантами» пьесы для постановки. Каждый может принести произведение, которое считает актуальным для сценического воплощения. Потом начинается самое интересное: обсуждение, споры. И, наконец, принятие общего решения. В коллективе царит дух демократии. Например, Татьяна Соловьёва рассказала, что свою роль выбрала сама.
Театр гастролирует. Сейчас, правда, в основном по области. Кроме специализированных конкурсов, принимает участие и в открытом городском фестивале, где уже завоевал гран-при.
Под конец банальный, но важный вопрос о планах на будущее.
«Самое ответственное, когда ставишь новый спектакль, то знаешь, что ниже уже взятой планки тебе опускаться нельзя. Следующий год Пушкина, здесь требуется осторожность. Пушкин очень самобытен и многогранен», — поделился своим мнением Сергей Пенкин.
Ярославские «Комедианты» представили нам камерного, милого, слегка наивного Островского. А элементы современного театрального стиля придали постановке лёгкости, что, однако, не надо смешивать с легковесностью. Классические черты характеров, поведения и ситуаций остаются на месте. Они неизменны и узнаваемы, независимо от того, носят герои сюртуки и длинные платья или джинсы и мини юбки, передают они письма друг другу с посыльным или обмениваются сообщениями по мобильному телефону.
Автор статьи – Лариса Овцынова.
Ответов пока нет