Где найти красивую жизнь
Музей «Русского импрессионизма» спрятался среди корпусов кондитерской фабрики «Большевик» на Ленинградском проспекте. Собственно, это помещение тоже прежде принадлежало фабрике. Музей «спрятался», но не затерялся. Дорога к нему проторена ценителями искусства. Вот и мы – сотрудники КСРК ВОС и группа учащихся образовательных курсов КСРК посетили этот уголок красивой жизни. Именно о такой жизни рассказывал первый глянцевый Российский журнал «Столица и усадьба». Он издавался с 1913 по 1917 год. Ему и посвящена выставка, проходящая сейчас в музее. Редактор журнала – Владимир Крымов позволял себе использовать провокационные методы привлечения внимания к своему изданию. В первом же выпуске он напечатал фотографии дочерей своего светского знакомого. Одна из них была фрейлиной императрицы, и такая известность грозила ей потерей места.
Журнал рассказывал о быте, увлечениях и развлечениях в столице и в усадьбе, то есть в деревне. В каждом номере публиковалась история какого-нибудь русского поместья, а также история его владельцев. Можно было почитать описания и посмотреть фотографии интерьера господских домов, почерпнуть советы по их наилучшему и модному обустройству.
Велась светская хроника: балы, званые обеды, помолвки, свадьбы. Печатались фотографии или фотографии с портретов светских женщин, рассказывалось об их занятиях. Большое внимание уделялось театру, художественным выставкам и рецензиям на выставлявшиеся там произведения, а также туризму. На выставке представлено много картин художников – современников журнала. Некоторые из них смело выносились на обложку. Такова картина Виталия Тихова «Купальщицы». На ней изображены 13 женщин с весьма пышными формами, и только одна из них одета. Интересно, что натурщица была всего одна – жена художника. В начале двадцатого века многие мастера обратились к национальному стилю. Его мы наблюдаем на картинах Анастасии Ухановой и Ивана Горюшкина-Сорокопутова. Правда, с некоторых полотен мы видим, что купчихи пьют чай из чашек сервиза императорской семьи, а в деревенской комнате в виде игрушки обнаруживается «Дюреровский» заяц, но на эти издержки можно закрыть глаза.
Были в журнале «Столица и усадьба» и свои табу. Не было раздела моды, что отличало первый журнал от современных глянцевых изданий. Считалось, что светские люди уже обладают безупречным вкусом и давать советы в этой области – дурной тон. Не было и материалов о политике, в частности о военных действиях – при том что шла первая мировая война. Рассказывалось лишь о благотворительности и актах милосердия светских женщин.
Самое время сказать о возможностях воспринять и оценить экспонаты выставки для незрячих и слабовидящих людей. С нашей группой работала подготовленный экскурсовод – Елизавета Кабаева. Она читала тифлокомментарии к картинам, дополнительно описывала детали, помогала разобраться с изображениями на тактильных моделях, поясняла структуру выставки. Тактильные копии картин входят в состав целых сенсорных станций. С ними вместе работают ароматы, помогающие почувствовать атмосферу изображенного сюжета. Тут же имеются копии реальных предметов или материалов, присутствующих на картине. Возле картины «Современная музыка», где девушка играет на скрипке, можно послушать фрагмент скрипичной музыки Баха. Ко всем копиям есть этикетки с информацией шрифтом Брайля.
Журнал «Столица и усадьба» очень скоро после закрытия стал библиографической редкостью. К счастью, у одного из покровителей музея оказался экземпляр полного собрания его номеров. Это и послужило основой выставки. Она продлится до 6 октября. Приходите и окунитесь «в красивую жизнь»!
Комментарии закрыты